Статьи

Я – учитель!


Охотники на мелких птиц
Пусть тискают в руках синиц,
Но если ищешь журавлей
Не избежать тебе граблей.
Спаситель ходит по воде.

Гуляет ша по бороде.
Коты гуляют по ночам,
Бомжи по битым кирпичам,
Шаманы ходят по углям,
А я гуляю по граблям.
И пусть в карманах по нулям,
Но не понять учителям,
Как я гуляю по граблям.

(Слава Даль)


Пролог


2009 год. Передо мной стоит такая же задача: написать эссе «Моя педагогическая философия» на муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2009». Оно называется «Я – учитель» (по-моему, даже с восклицательным знаком).

Мне тогда казалось, что стаж в 16 лет дает мне полное право говорить о себе гордо «Я – учитель!». И что-то весьма патетическое выливалось из-под пера моего (пардон, клавиатуры). «Я учитель, потому что каждый день спешу в школу навстречу новому дню. Я встречаю его со своими учениками и коллегами . Я наполняю его своими открытиями и открытиями учеников». (Возможно, еще не сказалось педагогическое выгорание).



Часть первая - допотопная (почти мезозой)

1989 год. Знойное лето. Желтые «Жигули» поднимаются по улице Лермонтова от магазина «Дон» к областной больнице, насыщая и так испорченный выхлопами автомобилей воздух своей порцией перегоревшего бензина. Из машины выскакивает девица в голубом легком костюме и стоптанных тапочках, за ней дама в желтом цветастом платье. Девица ловко вырывает у дамы из рук небольшую белую лаковую сумочку и, прихрамывая, достаточно резво бежит в сторону пединститута через парк.

Дама садится в машину, водитель по газам, машина едет к пединституту, где дама, отыскав девицу, уже подбегающую к крыльцу первого корпуса, хватает ее за руку и тащит обратно в машину. «Жигули» разворачиваются, подъезжают к воротам областной больницы. 

Выходят обе, но девица опять с места и в карьер – уже в одном тапочке - сдавать документы в приемную комиссию пединститута на факультет русского языка и литературы. 

Так моя мама везла меня подавать документы в мединститут, который организовал свою приемную комиссию в областной больнице, но я с упрямством рвалась в педагогический. 

«Зачем? – твердили мне родственники. – Все равно не сдашь. Это ж литературу надо знать!» 

Сдав экзамены на 14 баллов из 15 возможных, я была зачислена в 14- ую группу и назначена старостой.

И снова цитата из прежнего эссе: «Я учитель, потому что у меня есть диплом педагогического университета, и в нем есть запись о том, что я «учитель русского языка и литературы».


Часть вторая – Полеологовская


Мой супруг (фигура малозначительная, поэтому имя опускаем) в письме упомянул, что жить и работать мы будем в селе «Полнологово» (почерк у мужа-физвозника был не совсем разборчивый, поэтому прочитать можно было что угодно, даже и «Париж»). Открываю карту Пензенской области, нахожу Бессоновский район, но никакого Полнологова там нет. Степное Полеологово есть, а Полнологова нет. 

- Ты, Варь, доезжай на электричке до Бессоновки, а там узнай, в какую сторону на Полеологово идти, и иди себе потихоньку, - так наставлял меня супруг в добрый путь на новое место жительства. 

Молодой учительской семье добрый директор выделил в школе комнатку с отдельным входом. И 1 сентября я приступила к своей работе учителя русского языка и литературы. Во второй мой рабочий день произошло ЧП – прямо со стола в кабинете, где все время толпились ребятишки, изучая нового учителя, у меня кто-то стащил авторучку со встроенными в нее электронными часами, но об этом до сих пор знают только двое: я и тот, кто эту ручку утащил.

«Определить мою профессию по манере поведения, по манере говорить, по объему знаний, по взгляду на жизнь, по интонации голоса – очень просто. И даже если я в своей сумке не несу стопку тетрадей – я все равно учитель».


Часть третья – бесконечная


Первый рабочий день помню, второй помню; остальные все слились в один пестрый круговорот: праздничное 1 сентября с георгинами и бантами, уроки с тетрадками и красной пастой, День Учителя с маленькими букетиками октябринок со школьной клумбы, Классные часы по Шемшуриной и Щурковой, Новый Год с веселой дискотекой и каникулами, уроки со стихами и морфемным разбором, Мужской и Женский праздники опять же с концертами и самодельными открыточками, уроки с диктантами и сочинениями, 9 Мая с ярким митингом у Памятника, экзамены, выпускной – и ух! отпуск… с пришкольным лагерем и ремонтом в кабинете.

И снова праздничное 1 сентября с георгинами и бантами и т.д. и т.д.

«Я не знаю, есть ли жизнь на Марсе, я ничего не знаю о банковских бумагах, я не умею делать деньги из воздуха, я с трудом понимаю, как работают электронные приборы, не умею варить сыр и штукатурить стены. Что я умею делать?
Я просто учитель…»




Часть четвертая – ответственная


Так исторически сложилось, что 8 лет назад мне надо было возглавить школу. Ту самую, в которую пришла пешком. Ту самую, в которой в маленькой квартирке с отдельным входом я прожила со своими детьми 16 лет. Ту самую, которую знаю на ощупь, поэтому поздно вечером не включаю свет: знаю, сколько ступенек на лестнице (слава Богу, добросовестные строители сделали все ступеньки одинаковыми), на каком уровне находятся замочные скважины и дверные ручки. Ту самую, в которой более 25 лет преподаю русский язык и литературу. Ту самую, в которой берегу историю села, Ту самую, в которой сохраняю творчество полеологовских мастеров. Ту самую, в которой творю сама.

И к учительской ипостаси добавилась еще и руководительская. «Заведующий Филиалом» - нет таких ни профессии, ни должности. Виноват перед всеми и должен всем, без бюджета и прав, балансируя между «выговором» и «предупреждением», иногда срываешься в «штраф». И каждый «контролирующий» или «надзирающий» орган видит в тебе обязательно нарушителя закона, в лучшем случае, а то и преступника.

А ты не то и не другое, у тебя - «Девочка с персиками» на стене, народный костюм в шкафу, и журавли в небе, …

«Я учитель, потому что дарю себя людям».


Эпилог – Прогулка по граблям.


Я снова на конкурсе «Учитель года», только уже 2020. «По граблям, по граблям…» . Возможно, это желание вернуться туда, где мы все на 11 лет моложе. Возможно, попробовать себя, барахтающуюся в бумажно- электронном потоке: «Какой же я учитель?»

То, что произошло со мной за эти годы, начинает меня бронзовить: пишут статьи в газетах обо мне, помещают в музейные экспозиции.

А все равно актуальны строки из того эссе 2009 года: «Я учитель, потому что есть стремление сделать мир вокруг себя лучше, а людей чище». 

Некоторые так боятся школьного учителя, стараясь принизить его роль до сферы услуг, завалив кипой бумаг, заслонив прямой контакт с ребенком мертворожденными формами работы. Получится ли у них уронить авторитет учителя до позорных глубин? Вряд ли... Какие мысли родятся в моей голове, этому я и научу своих учеников и коллег, они понесут эти идеи дальше. И кто-то думает, что он правит миром. Нет!.. Этим миром правлю я и мои коллеги, наши ученики. Мы формируем нацию.

Мыслящий учитель, не взирая ни на что, ищет свои пути в жизни: кто- то обучает детей сообразно природе, кто-то шагает вместе с детьми в газовую камеру фашистского концлагеря, кто-то пишет на доступном языке для малышей азбуку, а кто-то ищет в море современных идей и технологий одну свою, похожую на песню для себя, и понятную, как вода, для учеников. Она сплетена из всего того, что копилось до него долгие годы и вошло в него не сегодня, не чтением одной статьи в Интернете, не горой книг на прикроватной тумбочке, не встречей со своим старым учителем, не походом в картинную галерею со своими первыми учениками, не замещением учителя начальных классов, не смотром художественной самодеятельности учителей.

Помните, как в детстве плели косы из ниток мулине, которые нужно было принести на труды еще в начальных классах. Вот то и есть моя педагогическая философия: разноцветная, переплетенная, возможно, сложная, но которую так хочется подержать в руках, потому что она связана в одно из детской мечты, любви к родной земле, бесконечности, ответственности и вечной прогулки по граблям.
Публикации
Made on
Tilda